Малыш & мультик. Друзья или враги?

Как был прав Кот Матроскин, заявив под гитарный перебор: «Телеви-и-изор нам природу замени-и-ил…» Жизнь современной ребятни невозможно представить без ежедневного погружения в мультсериалы и полнометражные шедевры анимации, герои которых становятся кумирами. Поэтому непонятно: мультфильмы — друзья или враги? То ли устраивать крохе ежедневный «катрусин кинозал», то ли оградить его от общения с голубым экраном?Давайте разбираться!

Игры памяти

С одной стороны, каждый родитель знаком с тем неземным блаженством, когда маленький «вечный двигатель», ни на минуту не дающий покоя, вдруг паркуется перед телевизором и на полчаса-час погружается в хоровод мультгероев. С другой — никуда не деться от тревог за зрение и душевное равновесие маленького фаната анимации. Что и говорить, дилемма… И чтобы ее решить, стоит остановить битву родительского долга против родительского эгоизма, осознав, что проблема заключается не в мультфильмах. как таковых, а в том, что и как в них преподносится. Достаточно ознакомиться с оценками психологов, и окажется: анимация в большей степени — вселенское зло. Но без мультиков трудно представить современную жизнь, потому куда лучше разделить «зерна от плевел».

Почему родителей так тревожит телевизионный вопрос, ведь все в детстве обожали смотреть мультфильмы? Причина, скорее, в том, что для нас мультики были поистине неординарным событием: в выходной день, минут 15-20 мы с придыханием получали порцию восторга, даже если на экране показывали сплошное морализаторство в куклах. А сегодня малыш может в любое время и сколько угодно долго смотреть мультфильмы. Проблема заключается не в их количестве, а в качестве. Ведь целевая аудитория — дети — самые чувствительные создания. Просматривая мультфильмы, ребенок не просто воспринимает, а запоминаете!), и запоминает особенно ярких персонажей, в том числе и отрицательных.

Ассоциации

Мультипликация — это искусство, в кагором есть свои особенности. В мультфильмах возможно практически все — любые превращения, яркие спецэффекты, быстрая смена событий, в то же время мультики магически воздействуют на малыша, иногда… подменяя ему реальность. И если с мультиками у ребенка случится «перебор», реальный мир становится настолько скучным, что малышу могут быть неинтересны столь необходимые для развития прогулки, общение со сверстниками и занятия рисованием, лепкой, чтением, конструированием. А все почему? Потому что у малыша при просмотре мультика целей гораздо больше, чем у взрослого: развлечение; информация; яркая картинка: громкий звук стать более популярным (нужно посмотреть, потому что друзья во дворе уже посмотрели). Причем эти цели не осознаются. Если вы спросите ребенка, зачем он смотрит какую-то передачу; он не сможет вразумительно ответить на этот вопрос. Дети еще не могут самостоятельно и осознанно выбирать телеменю. Они смотрят то, что им предлагают. Отсюда логичный вывод: тщательно выбирать фильмы для своего чада, опираясь на особенности детского восприятия:

  • Дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые. Во-первых, запоминают все гораздо быстрее, а во-вторых, непосредственно воспринимают ее (без внутренней критики). Просматривая фильмы, ребенок рисует себе картину мира, строит свою личность. А предоставить чаду «правильные» мультфильмы в силах мамы и папы.
  • Малыши всегда ассоциируют себя с главным героем произведения, будь то персонаж книги или мультфильма.
  • Телевизионный опыт погружает ребенка в мир эмоций и переживаний, но не даст свободы действия, а ведь опыт, основанный на своих пробах и ошибках гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей.

Гранит наук

Сейчас среди малышей очень популярны развивающие, обучающие и интерактивные мультфильмы. Следует только отметить, что статус обучающих и развивающих у этих мультиков весьма условное. Почему? Потому что популярные за рубежом и у нас Baby Einstein, Brainy Baby, отечественные «Профессор Карапуз» или фильмы Георгия Саакянца сами по себе не сделают ребенка умнее и смышленее. Это, скорее, подсказки для взрослых о том, какой ракурс выбрать в развитии малыша.

Обучающие фильмы («Школа тетушки Совы», «Улица Сезам», «Ребятам о зверятах», «Клуб Микки-Мауса», Muzzy in Gondoland, Magicy

Пройдемся по полкам

Детские психологи советуют разделить мультфильмы по возрастам. Эта сортировка основывается как на интересах малыша (0-1 год — знакомство с окружающим миром; 2-3 года — истории о животных, сказки с простым сюжетом; 3-4 года — волшебство и отношения между героями; 5 лет — философские темы, борьба добра и зла; 6 лет — научно-популярные, юмористические), так и на сложности самой мультипликации.

0-1 год. Мульфильмы из серии Baby Einstein. «Профессор Карапуз». Короткие серии с отсутствием четкого сюжета, но обилием классической музыки, обработанной для слухового восприятия грудничками. Тематические картинки сменяются плавно, а комментирует происходящее на экране приятный голос ребенка.

1-2 года. Рекомендуется смотреть мультфильмы, снятые по сюжетам уже известных малышу сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Умка», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Маша и Медведь», сериалы о Лунтике, Принцессе Молли и эльфе Бене, свинке Пеппе.

2-3 года. Малышу будут понятны истории сериалов «Смешарики» и «Лунтик» — качественно прорисованные, с правильной речью, сообщающие крохе простые истины. Деткам понравятся такие шедевры анимации, как «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Крошка Енот», «Винни-Пух и все, все, все», «Тачки», «Король Лев», «Книга джунглей», «Дамбо», «101 долматинец», «Бемби», «Белоснежка и семь гномов».

3-5 лет. Пополняем мультколлекцию новыми сказочными историями

о жизненных ценностях: дружбе, любви, заботе о близких. Подойдут «Рики-Тики-Тави», «Балто», «В поисках Немо», «Золушка», «Карлсон, который живет на крыше». По мере взросления крохи можно предложить ему мультики с драматическим сюжетом — «Питер Пен», «Легенды ночной стражи», «Как приручить дракона», «Спящая красавица», «Русалочка», «Золотая антилопа», «Лис и охотничий Пес», «Леди и Бродяга», «Ледниковый период», «Мадагаскар».

5-7. Дошколенок будет в восторге от новых мультиков. преподающих азы наук («Коля, Оля и Архимед», «Пишичитай», «Здравствуй, Атом»), знакомящих с мифами Древней Греции («Аргонавты», «Персей») и веселящих («Губка Боб квадратные штаны», «Гарфилд», «Приключения Капитана Врунгеля»).

После 16 и старше. В последнее время появился ряд мультфильмов, которые создавались исключительно из коммерческого интереса — для привлечения в кинотеатры большего числа зрителей, как взрослых, так и детей. К примеру, «Шрек», «Рапунцель», «Сипмсоны», «Сауспарк» изобилуют пикантными сценами из «жизни взрослых» (страстные объятия, поцелуи).

Шпаргалка по безопасности

Как правильно смотреть мультфильмы, чтобы просмотр не отразился негативно на здоровье и самочувствии малыша.

1) Просмотр мультфильмов ограничивается энным количеством минут в день плюс-минус пара минут •до точки» по смыслу сюжета (как правило, лимитом выбирают полчаса для самых маленьких и около часа для деток постарше, а если у малыша проблемы со зрением, то и того меньше).

2) Длинный мультфильм разбейте на серии и просмотрите в несколько заходов.

3) Лучшее время для мультиков — первая половина дня. Не рекомендуется смотреть их перед сном, особенно легковозбудимым малышам. Вечером гораздо уместнее тихое чтение с мамой.

4) Оптимальное расстояние до экрана телевизора или монитора — 2-2,5 метра. Желательно, чтобы малыш находился прямо перед телевизором, а не сбоку от него. Во время просмотра нужно периодически отводить глаза от экрана и смотреть в течение нескольких секунд на близкие предметы, например, на свои руки. Это необходимо для изменения фокусного расстояния и снятия напряжения с глаз. Если у малыша покраснели глазки или он начинает тереть их руками — значит, пора заканчивать просмотр. Это верный признак переутомления органа зрения. Если такие нагрузки чрезмерны, длительны, постоянны и не соответствуют возрасту ребенка, то через некоторое время происходит срыв компенсаторных возможностей. Это может привести к развитию близорукости.

5) Яркая подсветка с экрана телевизора, особенно при сниженной освещенности в комнате, вредно влияет на зрение. Из-за чрезмерного контраста быстро наступает утомление, проявления которого — головная боль. резь, покраснение глаз.

6) Кроха никогда не должен оставаться наедине с телевизором. Причина запрета не только в опасной близости проводов и электроприборов. Британские ученые выяснили, что просмотр мультфильмов не приносит малышу пользы, если кроха при этом не получает комментариев взрослого. По их данным, детки до 2 лет. которые в одиночестве просматривают фильмы, не только не увеличивают свой словарный запас и понимание событий, происходящих на экране, но и уступают в этом малышам, не знакомым с голубым экраном. Обязательно разъясняйте крохе увиденное и задавайте ему вопросы по ходу действия.

7) Если мультфильм создан по мотивам книги, сначала нужно ее прочитать творение по ее мотивам, а потом смотреть, чтобы готовое решение не мешало работе воображения.

8) Какими бы интересными и увлекательными ни были мультфильмы, заполняйте время малыша совместными детскими занятиями — игрой, лепкой, аппликацией, танцами, прослушиванием музыки, прогулками, наблюдениями за природой.

Том и Джерри

За границей на кассетах с мультфильмом «Том и Джерри» часто ставят маркировку «Для детей старше 6 лет». Психологи говорят: этот мультик и подобные ему искажают реальность, приводят к перекосу детского сознания. Малыш воспринимает как должное и естественное, что с кота можно содрать шкуру, а он будет при этом не только жив. но и весел.